Вернуться к обычному виду

Прокуратура Гаврилов-Ямского района информирует.

Прокуратура Гаврилов-Ямского района информирует. 30.10.2025
Прокуратура

Прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проведена проверка по обращению пенсионеров в связи с отказом отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

В ходе проверки установлено что, пенсионеры 11.02.2025 обратились в ОСФР по Ярославской области с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в г. Гаврилов-Ям на постоянное место жительства.

Согласно части 6 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) лицам, являющимся получателями страховых пенсий, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Вместе с тем, работниками ОСФР по Ярославской области отказано пенсионерам в предоставлении данной выплаты по причине отсутствия документов, подтверждающих, что заявителями не предоставлены сведения на получение данной выплаты по последнему месту работы.

В целях восстановления их прав прокуратурой Гаврилов-Ямского района в суд направлены исковые заявления о признании права на данную выплату.

Решением Гаврилов-Ямского районного суда требования прокурора удовлетворены. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры района.

Местный житель осужден за самоуправство

Государственным обвинителем прокуратуры Гаврилов-Ямского района поддержано обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимого 33-летнего местного жителя.

Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ.

В суде установлено, что подсудимый самовольно, умышленно, вопреки установленному гражданским законодательством порядку осуществления и защиты своих гражданских прав, с целью реализации своего предполагаемого права на распоряжение денежными средствами, принадлежащими потерпевшему, которые, как он полагал, ему причитаются в силу ранее состоявшегося между ними разговора о возможном приобретении на эти средства квартиры, используя телефон, имея доступ к банковскому счету потерпевшего, неправомерно, вопреки воле последнего, осуществил перевод принадлежащих потерпевшему денежных средств на свой банковский счет в размере 3 000 000 рублей.

Суд к смягчающим наказание обстоятельствам отнес полное признание вины подсудимого, раскаяние, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления, активное способствование расследованию преступления.

С учетом позиции государственного обвинителя суд назначил виновному наказание в виде 10 000 рублей.

Приговор суда не вступил в законную силу.

Житель Даниловского района осужден за незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере

Государственным обвинителем прокуратуры Гаврилов-Ямского района поддержано обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимого 19-летнего местного жителя.

Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ.

В суде установлено, что подсудимый на интернет-ресурсе приобрел наркотическое вещество, которое обнаружил в лесополосе Гаврилов-Ямского района в тайнике-закладке и стал хранить у себя, но не успел употребить, поскольку был задержан сотрудниками органов внутренних дел.

Вину в инкриминируемом преступлении подсудимый признал в полном объеме.

С учетом позиции государственного обвинителя суд назначил виновному наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно.

Приговор суда вступил в законную силу.

I. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Расширены основания использования Государственного флага Российской Федерации и Государственного гимна Российской Федерации

Согласно внесенным Федеральным конституционным законом от 31.07.2025 № 2-ФКЗ изменениям Государственный флаг РФ должен быть вывешен постоянно в том числе на зданиях государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики (учреждений молодежной политики).

Государственный флаг РФ поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий, включая спортивные и физкультурно-оздоровительные, проводимые государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими деятельность по реализации молодежной политики (учреждениями молодежной политики).

Также определено, что Государственный гимн РФ обязательно исполняется:

при открытии и закрытии международных молодежных форумов, проводимых на территории РФ, всероссийских молодежных форумов и форумов молодежи субъектов РФ, а также во время проводимых государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими деятельность по реализации молодежной политики (учреждениями молодежной политики), торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам; при проведении олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в перечень, утверждаемый Минпросвещения России.

Продлен срок приостановки действия трудового договора для участников СВО

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2025 № 364-ФЗ в статьи 81 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.

Период приостановления действия трудового договора включает в себя:

- время службы,

- период со дня, следующего за днем ее окончания до дня возобновления действия трудового договора, но не более 3 месяцев.

Трудовой договор с участниками СВО теперь автоматически продлевается на период временной нетрудоспособности, наступившей после окончания службы.

Несоблюдение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования влечет административную ответственность

Статьей 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в частности:

- уклонение от заключения договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или договора о техническом диагностировании газопроводов, входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц - от 25 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;

- отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц - от 25 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

- уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо самовольная замена указанного оборудования без привлечения специализированной организации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц - от 25 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

При повторном совершении указанных правонарушений штрафы увеличиваются и составляют для граждан от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для должностных лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц - от 550 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если вышеуказанные противоправные действия привели к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, то виновному лицу будет назначено наказание: для граждан в размере от 50 тыс. до 150 тыс. руб.; для должностных лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц - от 500 тыс. до 2 млн. руб.

Особенности применения процедуры банкротства для граждан, принимавших участие в специальной военной операции

В текущем году в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены изменения, согласно которым граждане, принимающие или принимавшие участие в специальной военной операции, вправе бесплатно пройти процедуру банкротства во внесудебном порядке через многофункциональные центры.

Обязательными условиями для реализации участником специальной военной операции такого права являются:

– наличие суммы долга от 25 тыс. руб. до 1 млн. руб.;

– наличие исполнительного документа, выданного не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о внесудебном банкротстве, который предъявлялся к исполнению и требования, по которому не исполнены или исполнены частично;

– отсутствие на момент подачи заявления о признании банкротом имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Для применения процедуры внесудебного банкротства необходимо подтвердить статус участника специальной военной операции.

Форма соответствующей справки и порядок ее выдачи установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2024 № 1354.

Скорректированы требования к обеспечению гостиниц средствами антитеррористической защищенности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2025
№ 1362 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов».

В зависимости от категории опасности гостиниц вводится требование об обеспечении средствами передачи тревожных сообщений с выводом сигнала на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны Росгвардии или средствами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Постановление вступило в силу 13.09.2025.

Вправе ли родители находиться в медицинском учреждении совместно с ребенком?

​​​​​​​В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях.

Какие существуют классы антитеррористической защищенности объектов?

Действующим законодательством предусмотрено 3 класса антитеррористической защищенности объектов в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту в результате реализации террористических угроз в различных масштабах.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно разд. 4 СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования», утв. Приказом Минрегиона России от 05.07.2011 № 320 (далее - СП 132.13330.2011), антитеррористическая защищенность объектов в рамках области применения СП 132.13330.2011 обеспечивается посредством установления в проектной документации на объект капитального строительства значений параметров объекта, отвечающих установленным в законодательстве требованиям антитеррористической защищенности.

Разделом 6 СП 132.13330.2011 установлено, что в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации террористических угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:

- класс 1 (высокая значимость) - ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет федеральный или межрегиональный масштаб;

- класс 2 (средняя значимость) - ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет региональный или межмуниципальный масштаб;

- класс 3 (низкая значимость) - ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет муниципальный или локальный масштаб.

При этом для качественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используются следующие виды ущерба: государственно-политический; социальный; финансово-экономический; экологический.

Для количественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используются размеры (масштабы) ущерба:

- потери в натуральных единицах (число пострадавших, площади пораженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта);

- экономические потери в денежном выражении.

Аналогичные категории (классы) объектов (территорий) выделены в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности в п. 8 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 (далее - Требования).

Согласно п. 6 Требований категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий их совершения.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).

Какие документы подтверждают соблюдение требований пожарной безопасности?

При выполнении требований по пожарной безопасности вам нужно будет составить ряд документов. Вы должны быть готовы предъявить их при пожарной проверке, чтобы подтвердить, что приняли все необходимые меры.

В первую очередь обратите внимание на следующие документы:

- декларацию пожарной безопасности. Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171;

- приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;

- инструкцию о мерах пожарной безопасности;

- план эвакуации при пожаре;

- документы по пожарной сигнализации (договоры на монтаж, акты выполненных работ на монтаж и техническое обслуживание, лицензии подрядчиков, график обслуживания и планового ремонта, акты проверок, сертификаты соответствия);

- документы по автоматическим системам пожаротушения (договоры на монтаж, акты выполненных работ на монтаж и техническое обслуживание, лицензии подрядчиков, акты проверок, сертификаты соответствия);

- журнал учета противопожарных инструктажей и иные документы по инструктажу. Например, программу вводного инструктажа по пожарной безопасности;

- документы по обучению работников по дополнительным профпрограммам. Речь идет, например, об удостоверениях о повышении квалификации лиц, прошедших обучение;

- журнал учета противопожарных тренировок;

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. В нем, в частности, отражается информация о проверке огнезадерживающих устройств в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования. Ведение данного журнала и внесение в него информации обеспечивает руководитель организации. Форму ведения журнала определяет руководитель объекта защиты. Его допустимо вести в электронном виде (п. п. 17(1), 42 Правил противопожарного режима).

Необходимо обратить внимание, что проверяющие знакомятся и с некоторыми другими документами, в том числе и теми, которые не имеют прямого отношения к пожарной безопасности. Например, правоустанавливающими документами на объект защиты.

Дополнен перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений

Дополнен перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2025 №930 в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, внесены изменения.

В обновленном перечне содержится 144 позиции, который на настоящее время имеет табличный формат с расширенным и уточненным списком заболеваний, в соответствии, с международной классификацией болезней 10-го пересмотра.

В него добавлены, в частности тяжелые заболевания крови, кроветворных органов, эндокринной системы, болезни нарушения обмена веществ и иные.

С 1 марта 2026 года изменяются сроки оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги

Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.2025 № 177 внесены изменения в ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а платежные документы предоставляются не позднее 5 числа, следующего за истекшим месяцем.

С 1 марта 2026 года исключается возможность изменять договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания жильцов установленные сроки внесения платы и направления платежных поручений, как это допускается по действующему законодательству.

До указанного периода действуют общие положения о предельном сроке внесения платы – до 10 числа следующего месяца, о представлении платежных документов – не позднее 1 числа, следующего за истекшим месяцем.

Введена ответственность за несообщение о преступлении диверсионной направленности

2 мая 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 21.04.2025 № 102-ФЗ, в соответствии с которым в статью 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся введения уголовной ответственности за несообщение в органы власти о совершении преступлений диверсионной направленности (статьи 281, 281.1, 281.2, 281.3).

В настоящее время в условиях проведения специальной военной операции наблюдается повышение количества диверсионных атак на значимые объекты Российской Федерации.

При этом зачастую граждане о фактах склонения их к преступной деятельности, об имеющихся у них сведениях о совершении конкретными лицами взрыва, поджога или иных действиях, подрывающих экономическую безопасность и (или) обороноспособность Российской Федерации, умалчивают, что негативно влияет на своевременное получение уполномоченными органами данной информации для принятия срочных мер реагирования.

Указанные изменения в законе будут способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства.

Скоро паспорт гражданина РФ можно будет предъявить с использованием мобильного приложения Единого портала госуслуг

Утвержден перечень документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, которые могут быть предъявлены с использованием мобильного приложения Единого портала госуслуг.

Постановление Правительства РФ от 19.09.2025 № 1443 «О применении мобильного приложения федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в целях представления гражданами Российской Федерации сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, либо иных документах. выданных гражданам Российской Федерации государственными органами Российской Федерации».

Установлено, что с использованием мобильного приложения Единого портала госуслуг может быть предъявлен паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории России.

Определены случаи, когда представление гражданами РФ сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, в электронной форме с использованием мобильного приложения портала Госуслуг приравнивается к предъявлению таких документов, и состав таких сведений.

Со дня вступления документа в силу предъявлять паспорт гражданина РФ через мобильное приложение можно для:

подтверждения возраста покупателя алкогольной продукции, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих или безалкогольных энергетических напитков, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, пиротехнических изделий и сжиженного газа;

подтверждения возраста посетителя музея и (или) зрелищного мероприятия;

установления личности гражданина РФ - отправителя или адресата (уполномоченного представителя) при приеме регистрируемых почтовых отправлений, при вручении регистрируемых почтовых отправлений и простых почтовых отправлений, адресованных до востребования.

Установлены сроки, по истечении которых граждане РФ смогут предъявлять паспорт РФ с помощью мобильного приложения портала Госуслуг в иных предусмотренных постановлением случаях (например, при заселении в гостиницу или в медицинских организациях).

Документ вступил в силу с 30 сентября 2025 года.

Особенности получения охотничьего билета

Лицу, впервые получающему охотничий билет или повторно, если охотничий билет, полученный этим лицом ранее, был аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или 3 части 8 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо пройти проверку знаний, входящих в охотничий минимум (далее – охотминимум).

Охотминимум включает в себя знание требований безопасности при охоте, ограничений охоты, иных параметров охоты, установленных правилами охоты, знание основ биологии диких животных, а также включает в себя практические навыки безопасного обращения с орудиями охоты, не относящимися к охотничьему оружию, ориентирования на местности и обращения с добытыми охотничьими ресурсами.

Знания и навыки, входящие в охотминимум, получаются лицом самостоятельно либо у саморегулируемых организаций охотпользователей.

При этом навыки, входящие в охотминимум, могут быть получены физическим лицом также у юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственные соглашения, или у физических лиц, имеющих охотничьи билеты более 5 лет.

Проверка у физических лиц знаний, входящих в охотминимум, проводится исполнительным органом субъекта Российской Федерации, выдающим охотничьи билеты, в форме тестирования без взимания платы.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 19.12.2023 № 617-ФЗ и вступили в силу с 01.09.2025.

Методические рекомендации Центрального Банка России по обслуживанию детей от 14 лет

Центральным Банком РФ 17.09.2025 № 12-MP утверждены Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц.

В целях снижения рисков участия подростков в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в противоправных операциях, отмывании преступных доходов и другой незаконной деятельности, Банк России рекомендует при приеме на обслуживание детей от 14 до 18 лет:

усилить информирование о рисках и последствиях вовлечения в преступную деятельность и о способах противодействия этому (например, не сообщать данные своей платежной карты третьим лицам);

в документах, которые регламентируют процедуры управления рисками в сфере отмывания доходов, полученных преступным путем, определить признаки вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность,

дополнить договоры (в том числе действующие) условием об уведомлении законных представителей о выпуске подростку электронного средства платежа и о транзакциях по нему;

предлагать сообщить данные родственников, от которых могут поступать деньги, и тех лиц, кому несовершеннолетний планирует делать переводы;

рассмотреть вопрос об установлении в договоре положений о совокупном лимите не более 100 тыс. руб. в месяц, например, для операций по зачислению денег от лиц, которые не входят в круг родственников;

отказывать в совершении операций, если есть подозрение, что их совершает не сам подросток или что он делает это по поручению другого лица.

Установлен запрет размещения рекламы на сайтах экстремистских организаций

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральный закон «О рекламе».

Поправками устанавливается запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом «О противодействии терроризму».

Предусматривается ответственность рекламодателей и рекламораспространителей за нарушение запрета на рекламу на персональных страницах, объём аудитории которых составляет более 10 тысяч пользователей и сведения о которых не включены в перечень персональных страниц, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти.

Нарушение законодательства о рекламе влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа: для граждан в размере до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – до 20 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.

Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся

Приказом Минобрнауки России от 04.04.2025 № 303 утвержден порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся.

Академический отпуск предоставляется обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам в связи с временной невозможностью освоения образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае призыва на военную службу или заключения контракта о прохождении военной службы, по медицинским показаниям, а также в иных исключительных случаях, в том числе в связи со стихийными бедствиями, по семейным обстоятельствам.

Количество академических отпусков, предоставляемых обучающемуся в период обучения по соответствующей образовательной программе, не ограничено.

Продолжительность академического отпуска единовременно не может превышать 12 календарных месяцев (за исключением академического отпускав связи с прохождением военной службы или по медицинским показаниям, срок предоставления которого не может превышать 2 года).

Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является:

- личное заявление обучающегося на имя руководителя организации;

- медицинское заключение (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям);

- мобилизационное предписание, распоряжение или повестка военного комиссариата, содержащие время и место отправки к месту прохождения военной службы, копия контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- иные документы, подтверждающие основания предоставления академического отпуска (при наличии).

Предоставление академического отпуска оформляется распорядительным актом организации, изданным руководителем организации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Обучающийся в период нахождения в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

В случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического (юридического лица), во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается.

Академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен.

Правила общения в Интернете и виды ответственности за нарушения

На фоне общей цифровизации Интернет стал новой общественной площадкой, где миллионы людей ежедневно обмениваются мнениями, дискутируют и выражают свои эмоции. Социальные сети, блоги, новостные порталы и форумы предоставляют невиданные ранее возможности для самовыражения и объединения. Однако анонимность и виртуальность этого пространства создают иллюзию безнаказанности, из-за чего многие пользователи забывают, что цифровой мир – не правовой вакуум. За каждым ником и аватаркой стоит реальный человек, а на просторах Рунета действуют законы Российской Федерации.

Статья призвана разъяснить основные правовые нормы, регулирующие онлайн-общение, и ответить на ключевые вопросы: где проходят границы дозволенного и какая ответственность грозит за их нарушение.

Самая распространенная проблема в сетевых дискуссиях – подмена конструктивной критики оскорбительными выпадами или ложными обвинениями. С правовой точки зрения важно различать два состава: клевету и оскорбление.

Клевета (ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ) – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

К ключевым признакам состава преступления относятся:·

Распространение: сообщение таких сведений хотя бы одному человеку (не только самому пострадавшему) в комментариях, постах, личных сообщениях;

Заведомая ложность: распространитель знает, что информация не соответствует действительности. Если автор сообщения уверен в правдивости своих слов и может это доказать, состав клеветы отсутствует.

Порочащий характер: сведения должны умалять честь и достоинство человека в общественном мнении, например, обвинения в совершении преступления, нечестности, недостойном поведении.

Например. Комментарий «Иван Иванов, директор компании «N», украл деньги у инвесторов!» – если это ложь, является клеветой. Комментарий «Продукция компании «N» некачественная, я покупал и разочаровался» – это субъективное мнение (критика), а не клевета.

Оскорбление (ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ) – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. В отличие от клеветы, здесь неважно, соответствуют ли действительности сказанные слова. Важна именно форма высказывания: нецензурная брань, унизительные сравнения, циничные высказывания, противоречащие общепринятым нормам морали и этики.

Пример: комментарий «Этот блогер – бездарность» – резкая, но допустимая критика. Комментарий «Этот блогер – бездарный *** [нецензурное слово]» – оскорбление.

Помимо указанного под запретом находится целый ряд противоправных действий:

Разжигание ненависти или вражды (экстремизм, ст. 282 УК РФ): публичные высказывания, направленные против группы лиц по признакам расы, национальности, религии, социальной принадлежности.

Пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

Распространение информации о частной жизни человека, составляющей его личную или семейную тайну, без его согласия.

Призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдание терроризма.

За необдуманные высказывания в Интернете возможно понести серьезную ответственность:

– Гражданско-правовая ответственность. Пострадавшее лицо путем обращения в суд вправе взыскать с нарушителя компенсацию морального вреда, а также потребовать опровержения распространенной ложной информации.

– Административная ответственность. За оскорбление предусмотрен штраф для граждан от 3 000 до 5 000 рублей; для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

– Уголовная ответственность. За клевету может грозить штраф до 5 млн. рублей или обязательные работы до 480 часов. За угрозу убийством - лишение свободы на срок до двух лет. За разжигание ненависти или вражды - лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.

Важно помнить, что анонимность в Интернете весьма иллюзорна. По IP‑адресу, данным от администрации платформы и другим цифровым следам правоохранительные органы имеют техническую возможность устанавливать личность автора любого комментария.

Ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, средой обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, передвигаться и прибывать около них, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обращение с биологическими отходами

С 1 марта 2025 года в России вступили в силу изменения в правовом регулировании обращения с биологическими отходами, а также эксплуатации и ликвидации скотомогильников.

Изменения внесены следующими нормативными актами – Федеральным законом от 12.12.2023 № 582-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 871, Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.11.2024 № 655, от 07.11.2024 № 669 и от 11.11.2024 № 272, Приказом Россельхознадзора от 05.11.2024 № 1419.

Согласно новым нормам, к биологическим отходам относятся:

- останки животных;

-объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности;

- ветеринарные конфискаты;

-отходы переработки пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Обращение с данными отходами разрешено организациям и гражданам, информация о которых внесена в Федеральную государственную информационную систему «ВетИС».

Это же требование распространяется на объекты уничтожения биологических отходов.

Важными нововведениями стали:

- полный запрет на уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках;

- запрет на создание новых скотомогильников;

- постепенная ликвидация существующих скотомогильников;

- эксплуатация ранее созданных скотомогильников для уничтожения умеренно опасных отходов разрешена только до 1 января 2030 года;

- после этой даты все скотомогильники должны быть ликвидированы в соответствии с ветеринарными правилами.

Изменения, внесенные в лесное законодательство

Федеральным законом от 07.07.2025 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» уточняется создание и эксплуатация лесных дорог.

Лесные дороги - объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов.

Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Лесные дороги по назначению подразделяются на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги.

Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству.

Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины.

При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах.

Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года.

Выплаты при производственной травме

При получении работником травмы из-за несчастного случая на производстве (производственной травмы) он имеет право на оплату больничного листа; единовременную и ежемесячные страховые выплаты.

За всеми выплатами, кроме пособия, работник сам обращается в ФСС. Кроме того, у работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего работника, при наличии прямых последствий несчастного случая.

Условия, размеры и порядок оплаты этих дополнительных расходов установлены в Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286.

Также работник, получивший во время исполнения им трудовых обязанностей травму или иное повреждение здоровья, имеет право на возмещение морального вреда (ч. 1 ст. 237 ТК РФ). При этом, необходимо доказать, что моральный вред причинен работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя.





Дата изменения: 30.10.2025 16:28:10

Возврат к списку