Вернуться к обычному виду

VI конкурс юных пианистов «Музыкальная шкатулка».

VI конкурс юных пианистов «Музыкальная шкатулка». 29.03.2012
Культура
16 марта в Детской школе искусств состоялся VI конкурс юных пианистов «Музыкальная шкатулка».
Высокий уровень программ и требований на областных конкурсах позволяет далеко не всем ребятам принимать в них участие, а школьный конкурс даёт возможность всем учащимся класса специального фортепиано пройти первую конкурсную ступеньку в привычной обстановке, в окружении родных и близких, при большой зрительской поддержке, прочувствовать атмосферу конкурса, показать себя.

На нашем конкурсе каждый класс играет определённое произведение, за лучшее исполнение которого награждаются грамотой, остальные участники награждаются грамотами за участие.

В этом году первый раз в конкурсе принимали участие первоклассники. Для них это был очень важный и ответственный день.

В конкурсной программе этого года звучала танцевальная музыка дворянских балов 19 века в России. Бал – торжественное светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. Вплоть до эпохи Петра I в России мало что знали о танцевальном искусстве Европы. Долгое время русские пляски были излюбленным развлечением не только среди простого народа, но и при царском дворе. И только во времена царствования Петра I в Россию проникают менуэт, гавот, контрданс и другие танцы, популярные в Европе.

XIX век — это век массовых бальных танцев. Для образованного дворянина той поры умение танцевать было обязательной частью его воспитания, как умение фехтовать, владение искусством верховой езды, знание французского языка. Принадлежать к определенному кругу и не уметь танцевать было невозможно. Плохо танцевать – позорно.

Балы давались круглый год. Сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период, за исключением Великого и других постов. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах. Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина. Балы открывались полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Он задавал тон всему балу. Возглавлял процессию император, за ним шли офицеры высшего состава, высшие должностные лица, затем присоединялись все остальные пары. В полонезе принимали участие все приглашенные, даже те, кто по возрасту ил вследствие иных причин более ничего не танцевали.

Полонез в конкурсной программе исполняла ученица 4 класса Голубева Настя. Иллюстраторами были учащиеся 4 и 5 классов хореографического отделения. Вторым танцем на балах был вальс.Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все - её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. Долгое время близость танцующих, соединение их рук признавались безнравственными, поэтому вальс долгое время преследовался церковью и властью. Так, в Германии в 16 веке специальным служащим разрешалось штрафовать и даже заключать в тюрьму тех, кто будет в танце чрезмерно кружить женщину или девушку.

Но не какие запреты не могли остановить растущую любовь к этому танцу, и к концу 18 века вальс становится излюбленным танцем во всех слоях общества. Вальс в конкурсной программе исполняла ученица 6 класса Савельева Алина.
До 19 века на балах за вальсом следовал менуэт, но уже в годы детства Пушкина он был вытеснен из бального обихода другими танцами. Но на великосветских балах там, где присутствовал император, на протяжении всего 19 века менуэт входил в обязательную программу.

Менуэт в конкурсной программе исполняли учащиеся 3 класса: Побойкова Анжелика и Шелабонкина Ульяна.

Истинно светский человек должен был знать не только те правила, которым надлежало следовать, но и те, которые полагалось нарушать. Например, приехать на бал к точно назначенному в приглашении времени было непростительной ошибкой.
Балы начинались поздно в 9-10 часов вечера и даже позже. В 7-8 часов начинались особо торжественные и официальные придворные балы. За менуэтом и вальсом следовали различные контрдансы и экосезы.

Контрданс - экосез – буквально деревенский танец. Пользовался большой популярностью у простого народа. К 19 веку, благодаря незатейливой музыке и простым движениям стал входить в обязательную программу великосветских балов.

Контрданс-экосез самый легкий в фортепианном исполнении танец, поэтому в конкурсной программе его исполняли первоклассники: Камкина Вика, Ситникова Вероника, Денисов Максим, Быц Антон, Левченко Настя, Кружкова Маша.

Полька вошла в танцевальный быт позже вальса. Пик её популярности приходится на середину 19 века. В России полька наибольший успех имела на домашних балах.

В конкурсной программе польку исполняла ученица 2 класса Тощигина Настя. Иллюстраторами были учащиеся 2 класса хореографического отделения.

Экосез — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. В Шотландии его танцуют в сопровождении волынок. В конце XVI века экосез становится придворным танцем в Англии. В конце XVII века появляется во Франции, затем под общим названием «англез» распространяется во всей Европе. В России при Петре I экосез известен как «английский танец».

В конкурсной программе экосез прозвучал в исполнении учащихся 2 класса: Королевой Оли, Королевой Дарины и Грачевой Алёны.
Самым любимым танцем на балу в России в 19 веке была кадриль. Предшественник кадрили - контрданс. Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. Обычно кадриль состояла из 5-6 фигур. 1 и 2 фигуры танцевали парами. 3 предназначалась для дам, а 4 для кавалеров. 5 и 6 фигуры снова танцевали вместе.

В конкурсной программе кадриль прозвучала в исполнении ученицы 5 класса Путянкиной Маши.

В каком бы порядке не выстраивали распорядители бала танцы, почти также обязательно, как полонез в начале, в конце бала располагался котильон - бальный танец французского происхождения. К этому времени обстановка на балу теряла чопорность и церемонность. Котильон танцевали долго, иногда несколько часов. Не участвующие в котильоне уставали к этому моменту до такой степени, что не редкость было обнаружить задремавших в соседней комнате гостей.

Конкурсные прослушивания завершали котильоны в исполнении учащихся 6 класса: Птицыной Даши и Семёновой Алины.

Заканчивались балы поздно, обычно ближе к рассвету. Старая графиня в «Пиковой даме» Пушкина уезжает с бала «рано» - в два часа ночи.

Согласно правилам хорошего тона, в течение недели после бала следовало нанести хозяину визит вежливости и поблагодарить, выразив, разумеется, восхищение приятно проведённым вечером.







Дата изменения: 29.03.2012 15:39:08

Возврат к списку